Сколько лет уже прошло с тех времён, когда появился первый пользовательский интерфейс, а делать интерфейсы качественно научились очень немногие программисты. Мне доводилось пользоваться банкоматами где-то пяти разных банков, и в каждом из них я видел такие вещи, на которые без слёз и мата невозможно смотреть. Почему после того, как я положил деньги на счёт, банкомат говорит мне «Отмена» вместо «Вернуть карточку»? Почему когда я снимаю 1100 рублей, а в банкомате закончились сторублёвые купюры, он выплёвывает карточку и говорит «Транзакция завершилась неудачей. Код ошибки 508.»? Почему он не объяснил мне причину неудачи на человеческом языке? Почему сбербанковский банкомат при малейшем сбое программы (а сбоит она часто), забирает карточку и заставляет меня на следующий день в рабочее время переться в отделение с паспортом?
Да что там банкомат. Даже самые распространённые программы, которыми пользуются миллионы людей, очень далеки от идеала. Каждый второй учебник по юзабилити пишет о том, что в Windows совсем не используется самое козырное для мыши место – по краю экрана. Для того чтобы спозиционировать мышку на край экрана, надо просто передвинуть мышь до упора. А что сделали в Виндовс? Нечувствительный к мыши бордюрчик ровненько по краю. Правда, в последних версиях ситуацию частично поправили.
Почему-то до сих пор я встречаю комбобоксы, при разворачивании которых появляются три строчки и скролл, передвижение которого на один пиксел пролистывает два десятка элементов? Почему я так часто встречаю ужасные формулировки на псевдочеловеском языке и прочие вещи, исправить которые технически несложно? Ведь для этого программисту надо всего лишь поставить себя на место того человека, который будет этим пользоваться, а не на место программы. Почему для того, чтобы добраться до необходимой мне функциональности, я вынужден разгребать леса вложенных друг в друга меню с командами, которые мне, как и 99 процентам пользователей нафиг не нужны? Почему когда я перемещаю файлы с диска на диск и иду на обед, по возвращении вижу окошко о том, что какой-то файлик внезапно оказался с атрибутом «Только для чтения» и вопрос «А действительно ли я хочу то, что попросил систему сделать час назад»? Ведь все эти вещи описаны и разложены по полочкам в каждом первом учебнике по проектированию пользовательских интерфейсов!
Ладно, если убогий интерфейс будет причиной того, что я еще полчасика подожду, пока файлы скопируются. А ведь были случай, когда интерфейс, который наваял рукожопый проектировщик, стоил жизни людей. Например, львиная доля падежа самолётов – это незащищённый от ошибок интерфейс рабочего места диспетчера или пилота. То кнопка выключения автопилота окажется рядышком с подставкой для ноги, то система предложит маршрут, лежащий прямиком через ближайшую скалу. Причина этих аварий – плохой интерфейс, а официальная отмазка – человеческий фактор. Да что далеко ходить? Авария на Чернобыльской АЭС – ярчайший пример незащищённости интерфейса от шаловливых и часто ошибающихся ручек оператора, а «Официальная причина», как и обычно в таких случаях - человеческий фактор. Правда, если верить министру атомной энергетики, сейчас пульты управления атомных станций защищены от некорректных действий оператора прям до зубов. Хорошо, если так.
Кто виноват и что делать? Виноваты все мудаки, которые берутся взаимодействовать компьютер с человеком, не прочитав ни одну книжку по юзабилити. Что делать? Читать книжки по юзабилити, ставить себя на место того человека, который будет этим пользоваться и думать головой. В идеальном случае – ещё и пригласить соответствующего специалиста. Но, к сожалению, в нашей российской реальности, пригласить такого специалиста – случай действительно идеальный, и в большинстве случаев совсем нереальный :( В любом случае, основы построения пользовательского интерфейса должен знать каждый программист, и это совсем несложно.
На самом деле, книжек по проектированию пользовательского интерфейса написано очень много. Я бы посоветовал начать с книги Влада Головача «Дизайн пользовательского интерфейса»
В этой книге автор вкратце рассказывает о том, что такое хороший интерфейс и даёт кучу рецептов, как сделать так, чтобы вашей программой можно было пользоваться. Книга очень практичная и конкретная, за что я её очень люблю. Она очень распространена в сети, и скачать её можно много откуда. Например, отсюда: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=263562 Только не спутайте с другой книжкой автора, которая называется «Дизайн пользовательского интерфейса. Искусство мыть слона». Хотя, та тоже ничего.
Ещё можно почитать книгу Алана Купера «Об интерфейсе»
Признаюсь честно, эту книгу я не читал, но её рекомендуют очень многие, в том числе и Влад Головач. Книжка эта стоит у меня в очереди на прочтение. Как прочитаю – обязательно поделюсь впечатлениями.
Заказать книжку можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4562908/
Ещё есть очень красочная, весёлая и увлекательная книжка Стива Круга «Не заставляйте меня думать».
Книжка посвящена, в основном, веб-сайтам, но несмотря на это, в ней есть очень много мыслей, которые будут полезны и разработчиков desktop-приложений. Основная мысль книги – то, что никто не читает мануалы к программам, а мануала к сайту в принципе быть не может. Открыв сайт, человек моментально должен понять, как с этим работать. Как сделать легко читаемый интерфейс – как раз и рассказывает эта замечательная книга.
Заказать книжку можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3795618/
Ещё можно почитать статейки Джоэла Спольски. Они очень невелики по объёму и находятся вот здесь: http://russian.joelonsoftware.com/uibook/chapters/1.html
Да. И если вы до сих пор не поняли, что ужасные интерфейсы – это действительно серьёзная проблема нашей постиндустриальной эпохи, почитайте книгу Алана Купера «Психбольница в руках пациента».
В этой книге автор объяснит вам, что всё плохо, что в области юзабилити – поле не паханое, а также расскажет, почему так всё происходит.
Предупреждение! В первой половине книги автор долго талдычит одно и потому же. Поэтому первую половину лучше читать по диагонали. Но зато вторая половина намного более содержательна, и читать её можно полностью. Также автор говорит обидные вещи в адрес программистов. Как пишут пишут на lurkmore<ссылка>, если вы начнёте ощущать боль в нижней части спины, следует смириться с фактом, что вы хомо логикус :) И ещё эта книжка не даёт практически никаких конкретных рецептов, разве что разбирает несколько интересных примеров. Но зато хорошо описывает процесс в общих чертах и более-менее вправляет мозги в нужную сторону.
Заказать книжку можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4710758/
А какие книжки на эту тему посоветовали бы вы? Как вы считаете, какие программы обладают безупречным пользовательским интерфейсом? Кто проектирует интерфейс пользователя в вашей компании? Приглашали ли вы когда-нибудь спеца по юзабилити?
Комментариев нет:
Отправить комментарий